Доступно об исламе и мусульманах
Время прочтения статьи
Количество прочтений 2692
Дата добавления 2008-06-19
Автор статьи: Религиозная журналистика как она естьМаксим Шевченко

Религиозная журналистика как она есть

Российские журналисты хотят писать о религии. Они мучительно ощущают, что религиозная тема открывает им завесу над таинственным миром подлинной серьезности, которую нельзя подделать постмодернистскими ужимками. Но российские журналисты не умеют писать о религии.

Религиозная журналистика как она есть. Максим Шевченко

Эта подлинность только и позволяет рассуждениям о глобальных проблемах (история, будущее, цивилизация, Россия, война и т.д.) становиться весомыми и обстоятельными. Российские журналисты хотят весомости и обстоятельности.

Но российские журналисты не умеют писать о религии.

Они хотят денег, славы, влияния - всех тех суетных благ, которые так иллюзорно и легко достигаются в журналистике политической. И с ужасом понимают, что в религиозной журналистике нет ни денег, ни славы, ни влияния.

Все перепутано, все - как в кэрроловском Зазеркалье

Влияние в религиозной жизни плохо совместимо с публичностью. Никто не знает реальной жизни Московской Патриархии, Ватикана, протестантских церквей, иудейских и мусульманских общин, кришнаитских ашрамов и буддийских дацанов. И никто никогда не будет ее знать.

Религия хочет предстать перед миром в белых одеждах, словно чуждой человеческому греху. Условием влияния внутри религии является обет молчания. Начинающего говорить и "обличать" неизбежно ожидает судьба изгоя. В этом, при разнице доктрин, у всех пастырей сходные интересы.

Журналист, попадающий внутрь (inside) конфессии, вступает в фундаментальный конфликт с самим собой, он обречен на шизофренический разлад. Он должен сохранять верность адепта и быть журналистом - свидетельствовать о делах мира сего. Его ждут или полный цинизм, или трагическое молчание, или сознательное оглупление самого себя.

Если он попытается быть честным и будет говорить то, что видит, рано или поздно его лишат доступа к информации. Если будет молчать, он должен будет объяснять себе это молчание - благом церкви либо обеспечением личного или семейного благосостояния.

Поэтому среди тех, кто пишет о религиозной жизни, так много пьющих и сломленных людей.

Слава религиозного журналиста - обоюдоострая бритва.

Если он пишет так, как угодно религиозному начальству, - его неинтересно читать. Если он сводит счеты с религиозными структурами - ему закроют доступ в религиозное пространство, "проклянут".

Он не сможет быть только "светским" - общество видит религию мифологическим концептом (работающим на политические задачи). И требует от религии исполнения роли пропагандистской служанки. Если журналист не захочет быть пропагандистом - травить одних и восславлять других, - то его начнут опасаться. И слава его - скорее известность узкому кругу людей.

Самое слабое место религиозной журналистики - деньги.

Есть устойчивое общественное мнение, что их у "попов много". Но никому из религиозных журналистов реально не удалось до этих денег добраться. Потому что в религии главное не деньги, а ощущение "соучастия в сверхчеловеческом творении судеб мира". Что, возможно, является эквивалентом удовлетворения греховной гордыни.

Каждая религия обладает собственной стратегией захвата мирового пространства. Каждая, напомним, является единственно истинной (по вере ее адептов). Если журналист действует в рамках этой стратегии, то ему, как истово верующему, хватит и обещания спасения. Если же он вне конфессии, то ему никто не будет до конца доверять. В любом случае денег ему не дождаться.

Все перечисленное выше есть всего лишь попытка предупреждения тем, кто хочет стать религиозным журналистом.

И тем не менее, я буду утверждать, что нет в журналистике ничего интереснее и опаснее этой темы.

Использованные источники: http://viperson.ru
Комментариев: 7
Оцените эту публикацию
avtor_maksim_shevchenko Основной автор
Максим Шевченко
Текущий рейтинг: 3.0. Голосов: 1
Связанные статьи

Отзывы и комментарии к статье

avatar
7 • 15:09, 2012-08-01
Разве это секрет, что религия - это уже бизнес, и давно? Думаю, что такие люди будут отвечать перед Высшими Силами вдвойне, за то что на этом еще и зарабатывают.
avatar
6 • 20:42, 2012-07-03
Я думаю, что не должна существовать религиозная журналистика, как таковая, но у каждого думающего и пишущего человека должны быть свои религиозные пристрастия и взгляды.
avatar
5 • 19:55, 2012-06-23
Слишком сильно материален этот мир, все превращают в бизнес. Но мне жаль таких людей, ведь они понесут за все это заслуженное наказание.
avatar
4 • 11:17, 2012-05-02
Все таки вера должна быть личным делом каждого. Если же религия используется в политических целях, а уже было множество случаев в истории человечества. Правильно сделали так, что религия должна быть отделена от государства.
avatar
3 • 21:00, 2012-05-01
Куда катиться это мир, непонятно. А ведь это двойной грех - использовать религию в угоду каким-то личным интересам, прикрываясь этой самой религией.
avatar
2 • 08:38, 2012-04-24
Материальные интересы все больше и больше захватывают людей. В религии уже ищут не только деньги, но и большую политику. Все перевернулось вверх дном.
avatar
1 • 23:19, 2012-04-12
Это кощунство конечно - искать деньги в религии. Но, к сожалению, даже религию зачастую превращают в бизнес и деньги. Куда катится этот безумный мир.
avatar
© 2010-2018 MuslimBlogs.Ru
Блогеры, журналисты, аналитики, учёные
Об обработке персональных данных
и политике конфиденциальности
MuslimBlogs
Сайт входит в российскую сеть мусульманских сайтов Muslimnet
Этот замечательный сайт
сделан в студии Ариф.