Доступно об исламе и мусульманах
Время прочтения статьи
Количество прочтений 2407
Дата добавления 2012-04-05

Русско-кавказский вопрос: история и актуальность

Рейтинг: 3.0/1
Максим Шевченко
Комментарии: 13

«Возвращение русских на Кавказ» — более демагогической, помпезной, пустой, и, одновременно, громыхающей опасными и скрытыми смыслами фразы трудно придумать

Русско-кавказский вопрос: история и актуальность

«Возвращение русских на Кавказ» — более демагогической, помпезной, пустой, и, одновременно, громыхающей опасными и скрытыми смыслами фразы трудно придумать.

За этой болтовнёй, столь ловко оборачивающейся на языках наших чиновников и начальников, изображающих из себя русских патриотов, скрывается слишком многое. Вспомним главное…

От 200-летней войны до Ельцина

Здесь и мучительная для всех проживающих в регионе (и для русских, не в последнюю очередь) память о двухсотлетней с лишним кавказской войне — стальном, пороховом, кровавом наползании огромной Империи на прикавказские степи, кавказские горы и закавказские долины и нагорья — почти до Персидского залива, до земель Шумера и Аккада.

Наползании по трупам местных народов, объявлявшихся на их же родных землях «разбойниками» и «ворами», заслуживающими самого жесточайшего обращения. По пепелищам их аулов и городов, по разорённым их святым местам, по вырубленным их лесам и вытоптанным их полям.

Наползании по искалеченным судьбам лучших представителей русского образованного класса, грезивших свободами и правами, но сосланными на Кавказ за подобное вольномыслие — быть палачами и карателями. И жизням сотен тысяч безымянных и безграмотных, забритых в солдатики крепостных, храбрых и жестоких в своей крестьянской простоте служебного тягла.

Здесь и казачья привольная жизнь, подломленная всё той же германо- и франкоговорящей российской Империей в монархический загон, из которого часть казаков — некрасовцев, запорожцев, староверов — аж в Персию и Туречину или к Шамилю уйти были рады, лишь бы не гнуть шею под петербургское ярмо.

Здесь и гражданская война 18—20 годов, истребившая казачество Терека, Кубани, Дона, Сунжи, Кумы и многая, многая ещё кого, а выжившим опять оставившая только чужбину: «уходили мы из Крыма среди дыма и огня, я с кормы всё время мимо в своего стрелял коня…».

И коллективизация, поднятая целина, будь она проклята, с последовавшим жутким голодом и расстрелами, чистками, репрессиями, раскулачиваниями и расказачиваниями…

Дальше в голову лезет война, и немногие пережившие 20—30 годы казаки Северного Кавказа, Дона и Кубани, в массовом порыве вставшие под немецкие знамёна вслед за прославленными своими вождями генералом Красновым и атаманом Шкуро.

А после казачьи, русские обозы, уползавшие с Дона, Кубани, Кавказа вслед за немцами.

И другие обозы-эшелоны — с чеченцами, ингушами, карачаевцами, балкарцами, греками, турками — потянувшиеся на восток, в мир «изучения» этими народами русского языка и культуры под неусыпным надзором офицеров МГБ.

А после лет двадцать пять относительных спокойствия и развития, строительства заводов, институтов, электростанций, школ, больниц, военных городков. Сотни тысяч молодых ребят и девчонок со всего необъятного СССР, ехавшие с удовольствием жить и работать во всесоюзную здравницу — Кавказ. Туризм, «кавказская пленница», шашлык-машлык, цеховик-маховик, помидор-мамидор…

Многие из них никакими русскими и не были (хотя русских всё-таки было большинство). Украинцы, белорусы, молдаване, армяне, корейцы, татары, евреи, даже таджики порой — все они, как «некавказцы», именовались «русскими». И по советской беспечности и покорности смирялись с этим (начальникам так отчитываться проще, а сам-то человек всегда знает, кто он и откуда).

А потом пришёл ельцинизм, а с ним бандитизм, и национализм, и разорение, и разруха, и война, и бомбардировки, и обстрелы, и зачистки, и нищета, и фильтрационные лагеря, и менты, и террор, и религиозный фанатизм — мир перевернулся и уже не стал прежним. Как сказано в христианском Писании: «Ибо не все мы умрём, но все изменимся…».

Так и случилось. Все мы изменились — только государственная Система, машина по перемалыванию жизней, судеб, душ и тел — неизменна.

Это чудище, которое, как напоминал Радищев: обло, озорно, огромно, стозевно, и, лаяй по-прежнему от нас — русских и нерусских — чего-то хочет, всё не даёт нам самим договорится между собой, решить сложные вопросы прошлого, настоящего и будущего, не торопясь, и в ладу друг с другом.

4 вида русских на Кавказе

Даже слепому ясно, что русские на Кавказе — это, прежде всего, все «некавказцы». То есть не только, собственно, русские, но и все, кого я перечислял выше — приехавшие, неместные.

И делятся они на четыре большие и неравные части:

  • Связанные с землёй, живущие за счёт её обработки и эксплуатации;
  • Связанные с промышленностью (разорённой и уничтоженной), наукой (униженной и оскорблённой), социалкой (деградировавшей и нищей);
  • Связанные с армией и её инфраструктурами (тут секреты, коих касаться боимся — как заглядывать за высокие заборы Ханкалы);
  • Связанные с бюрократией, начальством разных уровней и ментами с прочими «внутренними» силовиками, в просторечии именуемых «фэсами» (цветущими и пахнущими);

Кого намерены возвращать на Кавказ высокоумные начальники из Москвы, которым лишь бы слово молвить, а дальше хоть трава не расти?

Если первых, так они делят с кавказцами все тяготы жизни, сопротивляясь коррупции, рэкету, бандитизму, произволу, беспределу, насилию, терроризму и цапковщине.

Между ними и кавказцами нет противоречий. Разве что на рынках и пастбищах. Противоречия эти при нормальном суде и арбитраже решались бы внятно и безболезненно. Но ни суда, ни арбитража — все уповают на Хлопонина и его заместителей — авось приедут, да рассудят, да разберут…

Если вторых — так всё разорено и дикие планы по строительству заводов в Ингушетии или курортов в горном Дагестане (от Махачкалы проезжаешь несколько блок-постов — федеральных и лесных, потом направо и в гору, на лыжах кататься), хороши только в Москве. Да и зачем они «русским», уехавшим от ужаса девяностых и начала двухтысячных за тридевять земель?

Если речь о третьих (армейских), то даже простая колонна с Ханкалы, доехавшая до Карабудахкента, вызвала переполох и пересуды! Это вряд ли эффективный и приемлемый способ «возвращения русских на Кавказ» — хотя и романтичный в сознании некоторых московских администраторов, начитавшихся, очевидно, рассказов Максима Максимыча.

Таким образом, остаётся нам… Правильно! Четвёртая категория — бюрократия, менты и «фэсы» — которые и будут, должно быть, по мере всецелого укрепления госаппарата и усиления антитеррористической деятельности, переселяться на Кавказ. Под них и готовится и затачивается озвученная программа. Потому что больше не под кого, выходит…

Так что, русские, с возвращением вас!

Примечание. В оригинале эта заметка называется "Русско-кавказский вопрос в историческом аспекте и актуальном рассмотрении"

Использованные источники: pinterest.com, echo.msk.ru, kavpolit.com
Оцените эту публикацию
avtor_maksim_shevchenko Основной автор
Максим Шевченко
Текущий рейтинг: 3.0. Голосов: 1

Отзывы и комментарии к статье

1-10 11-12
avatar
13 • 15:13, 2012-06-21
У меня лично нет однозначного отношения к вопросу русско-кавказских отношений. К сожалению во всех национальностях есть люди, которые готовы идти на конфликт и так будет всегда.
avatar
12 • 13:21, 2012-06-13
Я думаю, что у каждого жителя России есть своё мнение и о странах кавказа и о самих кавказцах. Кто-то их ненавидит, кто-то любит, это мнение каждого. Но а российское правительство идет на всё, чтобы быть друзьями с кавказскими странами.
avatar
11 • 16:28, 2012-06-12
Русские на Кавказе всегда были и есть сейчас. Например, г. Избербаш был основан русскими нефтяниками. Потом туда заселились народы горного Кавказа, и долгое время все жили в мире и дружбе! Я не понимаю, зачем делить людей и наживаться на народных конфликтах и восстаниях. Чиновники должны оставить в покое русских на Кавказе, а кавказцев в России и люди сами найдут общий язык!
avatar
10 • 19:49, 2012-06-07
Думаю, что бы примириться, надо сначала отмежеваться тем, кто не хочет жить в России ( между нами стоит много непонимания и крови), а уже потом искать точки соприкосновения.
avatar
9 • 12:03, 2012-06-06
Как показывает нам история примирить Россию и Кавказ будет довольно сложно. Но все же хотелось бы верить, что в будущем наши народы примирятся.
avatar
8 • 14:52, 2012-06-04
С каждым годом жить все страшнее и страшнее, не хотелось бы что бы наши дети жили в кровавых конфликтах, хочется мирного соседства, а не вечной войны за власть и деньги, которые по сути несут только разрушение.
avatar
7 • 03:27, 2012-06-03
Пожар на Кавказе пылает с новой силой. Вот вот закончилась Чеченская война, как начинается новая. Война за Северную Осетию напомнила старые обиды. "Кавказ - дело тонкое..." никто не может спрогнозировать как это все закончится.
avatar
6 • 12:04, 2012-05-25
Что и говорить! Многое сделано по принципу: "гори гори ясно, чтобы не погасло". И горит. То открытым пламенем, то в тлеющем режиме.
avatar
4 • 15:48, 2012-05-12
Вечно эти проблемы, столкновение разных менталитетов и озлобленность друг на друга. Лучше бы нашли общий язык и жили мирно.
avatar
3 • 10:46, 2012-05-06
Когда то был СССР,и народ не делился на веру на нацию,в се жили дружно,почему сейчас такое не справедливое разделения,мы все братья и сестры.
avatar

Связанные статьи
© 2010-2018 MuslimBlogs.Ru
Блогеры, журналисты, аналитики, учёные
Об обработке персональных данных
и политике конфиденциальности
MuslimBlogs
Сайт входит в российскую сеть мусульманских сайтов Muslimnet
Этот замечательный сайт
сделан в студии Ариф.