Доступно об исламе и мусульманах
Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 4.0 4.0
Количество прочтений 3753
Дата добавления 2012-02-21

Меньшинство становится глобальным: мусульманское законодательство в современном немусульманском мире

Диктатуру большинства еще никто не отменял. Но тактика и стратегия меньшинства не изучается, поскольку век меньшевиков любого рода, как правило, краток… И все же, что делать меньшинству? Речь не о противостоянии, но о выживании. Как принять ценности большинства и не потерять свои?

Меньшинство становится глобальным: мусульманское законодательство в современном немусульманском мире. Ринат Абдулла Мухаметов

В России вышло первое серьезное научное исследование прав для мусульманских меньшинств. «Фикх мусульманских меньшинств. Мусульманское законодательство в современном немусульманском мире», автор Руслан Курбанов. Издательский дом «Медина», 2011.

В какой немусульманской стране живет третье по численности мусульманское меньшинство в мире (после Индии и Китая)? В какой немусульманской стране Ислам лежит в самых основах государственности? В какой немусульманской стране, по данным фонда Карнеги, в результате миграционных и демографических процессов к 2030 году доля населения, так или иначе относящегося к Исламу, приблизится к половине. И в какой немусульманской стране специфические теоретические и практические проблемы мусульманского меньшинства изучены мало или не изучены совсем?

Речь идет о России. Мы любим говорить о мире и дружбе между народами, о веках межрелигиозного добрососедства, о чуть ли не сложившейся у нас модели для подражания соседям. Мы ругаем европейцев за разговоры о конце мультикультурализма.

Но при этом у нас почти нет серьезных работ, посвященных глубокому и детальному шариатскому обоснованию возможности адаптации Ислама в современном российском государстве. А без этого мусульмане будут постоянно наступать на одни и те же грабли в виде мешающих нормальному развитию доводов тех, кто не видит у Ислама будущего в России.

Отчасти эту проблему попытался решить исламовед Руслан Курбанов в своей новой книге «Фикх мусульманских меньшинств. Мусульманское законодательство в современном немусульманском мире». Он рассматривает в ней не только и не столько российские реалии. Больше речь у него идет о мусульманах Западной Европы и Северной Америки.

Однако опыт зарубежных единоверцев по теологическому обеспечению процессов интеграции Ислама и мусульман в западное пространство для нас весьма ценен, как в плане содержания, так и формы. Не все, что там делают и предлагают, приживется у нас, но сами механизмы, инструменты, модели однозначно нам полезны.

Курбанов убедительно показывает, что, действительно, европейские и американские исламские общины сегодня стали во многом авангардом уммы в самых разных сферах. Не случайно влияние многих из них оказалось в числе решающих факторов, породивших Арабскую весну.

Сегодня мусульманские меньшинства в немусульманских странах составляют от четверти до трети всей уммы. В 21 веке Ислам стал поистине глобальной религией. Его последователи впервые в своей истории оказались практически во всех странах планеты. И это делает исследование Руслана Курбанова – первое такого рода на русском языке – особенно ценным и практически полезным.

Особо стоит отметить, что Курбанов в своей работе опирается в основном на аутентичные источники, впервые вводя этот массив мало знакомой российском специалистам информации в научный оборот.

Среди недостатков исследования стоит, по моему мнению, назвать то, что Курбанов не разделяет мусульманские меньшинства в разных странах по признаку их происхождения: коренное население или мигранты. А это ключевой момент, который влияет на фикх для этих меньшинств, что подчеркивают сами улемы.

Руслан относит Россию к странам Запада, с чем далеко не все согласятся. На мой взгляд, нашу страну в плане отношений с внутренним мусульманским сообществом необходимо сравнивать не с Европой, а с Азией, точнее с теми азиатскими государствами, в которых проживает значительное коренное исламское меньшинство.

Опыт европейских, и в целом западных, мусульманских меньшинств, несмотря на его недолгую историю, сегодня оказался значительно более изученным, чем аналогичные процессы в Азии. Оно и понятно: то, что происходит в центре мира, заботит экспертов много больше остального.

Но для нас, живущих в России, также крайне важно знать то, как Ислам бытовал и бытует в таких странах, как Китай, Индия, Таиланд, Филиппины, Шри-Ланка и даже Бирма и Вьетнам в какой-то степени. К этому же типу стран, видимо, с оговорками надо отнести следующие европейские страны: Болгария, Греция, Сербия, Македония, Черногория, Украина, Польша, Белоруссия и Литва.

С другой стороны, масштабные миграционные процессы грозят тем, что наша страна в плане Ислама превратится из лучшей «азиатской» в самую проблемную «европейскую». Т.е. с ростом числа мусульман, приезжающих из бывших колоний Российской империи в Средней Азии, Ислам в РФ все больше напоминает «европейский» тип, где подавляющее большинство последователей Ислама – это мигранты или их потомки во втором или в лучшем случае третьем поколении.

Многовековая «азиатская» идентичность Ислама в России на наших глазах стремительно меняется. Это главный вызов, прежде всего, для самих коренных мусульман нашей страны. Если в 80-е годы прошлого века мусульманин у основной части населения страны ассоциировался с хитроватым, но в целом очень близким «соседом-татарином», то с середины 90-х – это уже крайне враждебный, но еще немного понятный «кавказский боевик». Сегодня же это неграмотный и оборванный гастарбайтер из «Нашей Russia». Пришельцы из чужого мира Джамшуд и Равшан – лицо Ислама для огромного числа современных россиян.

Коренное мусульманское население России – сообщества Волго-Урала и Северного Кавказа – через 20-30 лет сами станут меньшинствами по отношению к среднеазиатскому большинству, т.е. будут меньшинствами в меньшинстве. Это долгосрочный тренд, изменить который невозможно, нравится это кому-то или нет.

Уже сегодня в некоторых российских городах среди прихожан мечетей узбеков, таджиков и киргизов в целом больше, чем коренных российских мусульман. Власти и главы духовных управлений мусульман некоторых регионов так старались сдержать натиск кавказцев на исламские общины Большой России, что в результате неожиданно оказались перед свершившимся фактом того, что отечественное мусульманское сообщество становится таким, каким оно никогда не было.

В этом смысле Россия все больше напоминает Европу, где проблема Ислама и миграции – одно и то же. С одним, правда, отличием – у нас ситуация на порядок хуже, т. к. Россия не готова к такому повороту событий и, что еще хуже, готовится не хочет. У нас принято делать вид, что либо ничего не происходит, либо виноват в наших проблемах кто-то другой и, соответственно, этот другой и должен наши проблемы решать.

Думаю, уже можно твердо говорить, что в XXI в. РФ будет не той страной «азиатско-мусульманского» типа, какой она была всегда в своей истории. Мы становимся «европейцами», правда, не по тем показателям, по которым многим бы хотелось.

Убежден, лакуну в исследовании «азиатских» мусульманских меньшинств Руслан Курбанов заполнит в следующих работах, а также еще более разовьет и углубит наше понимание европейского опыта, который неожиданно для нас, в России, оказывается вдвойне важных в силу миграционных и демографических трендов.

Использованные источники: http://wordyou.ru
Комментариев: 6
Оцените эту публикацию
avtor_rinat_muhametov Основной автор
Ринат Абдулла Мухаметов
Текущий рейтинг: 4.0. Голосов: 1
Связанные статьи

Отзывы и комментарии к статье

avatar
6 • 19:47, 2012-06-28
Да, действительно мы(немусульмане) ассоциируем мусульман с мигрантами из Средней Азии, агрессивно настроенными чеченцами, неграмотными гасарбайтерами. В чем причина такого однобокого взгляда на мусульманский мир? Я считаю - в отсутсвии информации. В средствах массовой информации нет достойных и понятных сведений о других представителях мусульман. Думаю, мусульманской интеллигенции нужно приложить все усилия, чтобы ислам перестал быть "страшилкой" для обывателей.
avatar
5 • 12:55, 2012-06-05
Просвещение и политические мусульманские движения не противоречат друг другу. В исламе нельзя без нарушения веры разнести светское и духовное, а попытки это сделать быстро приводят к выхолащиванию базовых установок жизни мусульманина. У меня нет сомнений, что как только в тех «руководящих и направляющих» структурах, которые отвечают за партийное строительство в России, будет снята нынешняя установка на поддержания конфликтного статус-кво, две группы быстро смогут найти общий язык... wink
avatar
4 • 08:53, 2012-04-23
Как то не задумывался о религиозной составляющей среднеазиатской миграции. А ведь это действительно серьезный аспект нашей нынешней жизни.
avatar
3 • 00:56, 2012-04-21
Исламские течения в России никогда не будут иметь главенствующую роль в стране. Единственное, что важно, это то, чтобы между религиозными концессиями была толерантность. Это обеспечит мирное сосуществование в стране приверженцев различных религий.
avatar
2 • 18:30, 2012-04-13
Наверное мир между Исламом и Россией настанет когда у власти или России станет мусульманин или в Исламе русский у власти.
avatar
1 • 20:45, 2012-04-12
Мысли и образ жизни меньшинства тоже должен быть учитан большинством. Но проблема в том, что большинство редко воспринимает меньшинство, и в этом то и есть основная проблема.
avatar
© 2010-2018 MuslimBlogs.Ru
Блогеры, журналисты, аналитики, учёные
Об обработке персональных данных
и политике конфиденциальности
MuslimBlogs
Сайт входит в российскую сеть мусульманских сайтов Muslimnet
Этот замечательный сайт
сделан в студии Ариф.