Доступно об исламе и мусульманах
Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 5.0 5.0
Количество прочтений 3017
Дата добавления 2008-11-09
Автор статьи: Визитные карточки уммы. Почему  интеллектуалов  сложно увидеть в мечети?Фатима Анастасия Ежова

Визитные карточки уммы. Почему интеллектуалов сложно увидеть в мечети?

Последние десять-пятнадцать лет ознаменованы приходом в ислам интеллектуалов, высоко образованных людей, представителей творческих кругов. Если в начале 90-х был известен всего лишь один кандидат наук, совершающий намаз, то сегодня счет таковых пошел на сотни. Но так сложилось, что в нашей стране мусульмане, обладающие определенным образовательным и интеллектуальным уровнем, часто заскакивают в ближайшую мечеть лишь для того, чтобы быстро совершить положенные намазы и умчать на работу или в институт.

Визитные карточки уммы. Почему  интеллектуалов  сложно увидеть в мечети?. Фатима Анастасия Ежова

Увидев в исламе то, в чем, действительно, нуждается человек, многие искренние, грамотные и пассионарные люди тянутся в мечети. Хотя, конечно, их число среди практикующих мусульман все еще оставляет желать много большего.

Мечеть с самого начала играла ключевую роль в жизни уммы, являясь не только домом молитвы, но и местом политических собраний, проповедей на актуальные для мусульман темы, лекций, общения между единоверцами, установления и поддержания связей с последователями собственной религии, что является обязанностью мусульманина.

Но так сложилось, что в нашей стране мусульмане, обладающие определенным образовательным и интеллектуальным уровнем, часто заскакивают в ближайшую мечеть лишь для того, чтобы быстро совершить положенные намазы и умчать на работу или в институт. Что же касается тех, �чьи сердца привязаны к мечети� (как правило не от полноты имана, а от нечего делать или потому, что на улице минус двадцать), то в России, к сожалению, они порой не внушают особого оптимизма.

Увы, но при посещении мечети человеку, только что обратившемуся к исламу, порой необходим не только прочный запас имана, но и умение отделять зерна от плевел. Ведь, придя в дом Аллаха, он сталкивается с живыми представителями уммы, в которую он устремился, то есть с той средой, которая отягощена всеми комплексами, предрассудками, проблемами и заблуждениями конкретных мусульман.

И впервые пришедший порой встречает в мечети не только лучших представителей уммы, интересных и набожных людей, а в своем роде колоритных персонажей, собственным видом и поведением способных скорее оттолкнуть от ислама, нежели привлечь к нему или помочь брату или сестре сделать первые шаги в религии.

Кто чаще всего предстанет перед взором мусульманина, впервые пришедшего в российскую мечеть? Гастарбайтерского вида хлопцы в засаленных штанах, с утра до вечера убивающие тоску в мечети. Пристающие с нравоучениями и запугиваниями бабушки и тетушки, уверенные в том, что постигли истину ислама. Доморощенные клерикалы (муллы) в аляпистых одеждах, читающие ду’а (мольбы) девицам в коротких юбках и еле накинутыми на затылок платками по оговоренному прейскуранту. Суровые братья, грозящие адом за то, что длина бороды не соответствует сунне. Излишне и говорить, что эти завсегдатаи российских мечетей не придают им привлекательного вида.

Впечатление от мечети начинается с оценки ее внешнего вида. Мусульманин может придти в дом Аллаха с разными целями, но совершенно очевидно, что в мечети он захочет помолиться, а потому первой остановкой в путешествии по ней наверняка будет посещение комнаты для омовения.

Отечественные условия хорошо характеризуют братья и сестры, приехавшие из-за границы. Их российские помещения для тахарата при мечетях повергают, как правило, в шок.

И проблема даже не в том, что за туалетами плохо смотрят те, кто взял на себя эту обязанность. Для размышляющих людей очевидно, что разруха – в головах, проблема в воспитании и менталитете часто посещающих российские мечети мусульман, в их умении всегда и везде вести себя в соответствии с шариатом.

Что касается самих мечетей, то отсутствие исламской ментальности в поведении и манере общения у прихожан часто бросается в глаза, когда их посещаешь. По женской половине многих из мечетей вольготно гуляют мужчины, бросая фамильярные фразы симпатичным девушкам, не особо хиджабящиеся молодые особы в джинсах-стрейч срывают косынки с голов прямо на пороге мечети, не успев толком выйти из нее, в углах вальяжно растягиваются и порой полнозвучно храпят полубездомного вида персонажи в засаленных одеждах, мешая молящимся.

Но главная проблема – отсутствие вежливости со стороны многих мусульман, хотя, казалось бы, в условиях немусульманской страны и дефицита исламского общения мусульмане должны быть особенно тактичны и доброжелательны по отношению к собственным единоверцам. Однако этого не происходит, и мечети порой становятся площадкой невыдержанных споров между представителями разных групп и общин.

Еще один болезненный момент - это дремучесть и необразованность большинства тех, кого уже много лет подряд каждый день можно видеть в мечетях. Они настойчиво стремятся смешивать ислам с народными суевериями, сказками, приметами, трактуя слабо понимаемые ими Коран и сунну в примитивно-буквалистском ключе.

Некоторые из них пытаются объяснить, если не навязать другим прихожанам мечети свое понимание ислама, проявляя порой изрядное рвение и внешне скрупулезное следование шариату. Вместе с тем, такой "народно-начетнический" ислам отталкивает мыслящих и интеллектуально развитых людей, которые воспринимают и интерпретируют собственную религию как люди XXI века, а не IX, XIII, XV веков.

Какие только перлы не услышишь от таких замшело-ограниченных (хотя и искренних, возможно) "наставников" и "наставниц"! Они поведают вам, что мусульманка не должна красить ногти лаком отнюдь не потому, что при совершении омовения он препятствует попаданию воды (что не позволяет войти в состояние ритуальной чистоты), а поскольку "под ним водятся шайтаны", и якобы об этом есть "хадис Пророка (мир ему)" (!). Причем стоит отметить, что в их терминологии "хадис" - это все то, что поведал им мечетский сторож или брат из ближнего зарубежья, завсегдатай халяльного кафе.

Однако масштаб поистине стихийного бедствия приобрела джинномания, или скорее джиннопаранойя, получившая особый отклик в сердцах рассказчиц причудливых "хадисов". Безусловно, джинны упоминаются в Коране, однако в исламе трактуются всего лишь как обитатели параллельной реальности, скрытой от глаз человека и потому особого значения в его практической жизни не имеющей.

Тем не менее, некоторые необразованные, но экзальтированные и впечатлительные лица склонны объяснять людям, делающим первые шаги в исламе, происками коварных джиннов буквально все. Не спится ночью – джинны мешают, муж долго задерживается на работе - вторая жена с помощью джиннов окрутила и приворожила, сын плохо учится – это ему джинны не то что-то нашептывают. В общем, выход один - надо срочно пойти к "специалисту по изгнанию джиннов из человека".

Излишне говорить, что подобное одиозное джинноискательство, на самом деле стоящее в одном ряду с увлечениями черной-белой магии и объявлениями ясновидящих бабушек-ликвидаторов соперниц в желтых газетенках, способно всерьез отпугнуть пришедших в мечеть эрудированных и образованных людей. Хотя есть надежда, что, услышав "хадисы" о запрете джинсов Пророком (мир ему) или "фетвы" о плоской Земле, искренне идущий к вере грамотный человек спишет их на специфику контингента, а не решит, что ислам – религия темных и неотесанных людей.

В общем, пока можно с грустью констатировать, что в России мечети являются не средоточием интеллектуальной и общественной жизни уммы, а скорее музеем ее "болезней роста". Как же исправлять ситуацию? Каким образом российским мусульманам следует развивать "культуру мечети" в широком смысле слова?

Во-первых, нельзя забывать, что мечеть – это не храм в сугубо клерикальном смысле, подобно церкви в христианстве, а место поклонения (ар. "масджид" – дом, где совершаются поклоны) в самом широком смысле слова, в том числе и в социальных аспектах. Мечеть – это в том числе и всего место поддержания связи между мусульманами.

И каждый верующий несет ответственность за поддержание их на соответствующем высоком уровне. Так, чтобы дома Аллаха привлекали окружающих атмосферой радушия, тепла, образованности.

Во-вторых, именно для российских мусульман представляется перспективной задача развития "культуры мечети" на базе координационно-аналитических и культурных центров, учебных курсов, кружков – иными словами, на базе официальных и неофициальных исламских общественных организаций, учебных центров и информационных агентств. Эти структуры могут стать важным звеном в интеллектуальном росте российской уммы, будут способствовать ее зрелости и вызреванию субъектности.

Подобные исламские культурные центры, вмещающие в себя не только собственно мечети, но и библиотеки, кинозалы, кафе, а порой и халяльные фитнесс-центры, с успехом и в большом количестве функционируют на Западе.

Появление нашей собственной "культуры мечети" - насущная необходимость. Это, казалось бы простая проблема, сегодня крайне актуальна и крайне важна для сферы исламского призыва.

Ведь мечети – это наши визитные карточки. И если порядок и чистота в них не будут поддерживаться на максимальной высотке, есть ли в них не будет бурлить духовная, интеллектуальная и социальная жизнь, если они не станут центрами коммуникации и формирования исламского взгляда на современный мир, то вряд ли количество так необходимых российской умме интеллектуалов резко возрастет.

Использованные источники: http://islam.ru
Комментариев: 12
Оцените эту публикацию
avtor_fatima_ezhova Основной автор
Фатима Анастасия Ежова
Текущий рейтинг: 5.0. Голосов: 1
Связанные статьи

Отзывы и комментарии к статье

avatar
12 • 00:45, 2012-08-09
В принципе описанные здесь проблемы характерны не только для ислама, но и для всех остальных конфессий. В Православии, например, тот же массовый приток интеллигенции с 90-х годов, те же суеверия и т. д.
avatar
8 • 09:57, 2012-07-30
Интересная статья поднимающие проблемы культуры поведения в мечете, но хочется заметить, что интеллектуалы работают и рабочий день может длиться до позднего вечера плюс дорога.
avatar
9 • 19:41, 2012-07-30
Три вопроса:
1. по выходным тоже?
2. а если в городе десятки мечетей (то есть мечеть всегда рядом и не тратится время на дорогу)?
3. а что, среди сахабов не было интеллектуалов того времени, а разве сахабы пропускали намаз в мечети?
p.s. кроме того, кажется автор имел в виду не только само физическое присутствие интеллектуалов в мечетях во время намазов
avatar
7 • 12:32, 2012-07-10
Я скажу вам, что это просто религиозность, а не вера. Если человек ненавидит брата своего, а соблюдает обряд, разве это вера?
avatar
10 • 19:42, 2012-07-30
Света, вы ненавидите братьев? Вы вообще о чем?
avatar
6 • 11:26, 2012-06-22
На большие праздники сразу все становятся верующими, а в обычный день как не в чем не бывала вытворяют что угодно. ну что ж это им считается..
avatar
11 • 19:42, 2012-07-30
Откуда такие данные?
avatar
5 • 10:22, 2012-06-22
Бабушки конечно есть в каждом Божьем храме: и в мечети, и в церкви, и в синагоге, и в костеле. Вот только они делятся на три (минимум) вида и умный человек сможет распознать и корректно ответить, не обидев старушку. Есть бабушки, которые не уважают "новеньких" и с ними спорить бесполезно. Есть бабушки, которые искренне верят, но толкуют по-своему - этим лучше кивать и отходить в сторону. Есть и другие, мои любимые, с которыми можно часами беседовать - знающие и понимающие. У мамы в детстве была такая знакомая бабушка, правда православная. Она Библию читала, вникала и со священником разговаривала на равных. Мама от нее научилась верить в Бога. Поэтому я не стала бы утверждать, что все бабки в мечети глупые. Но также я согласна с автором, что мусульманам надо быть более вежливыми с окружающими - ведь есть много "ищущих веру" людей.
avatar
4 • 15:41, 2012-06-09
Самое страшное, что таких большинство. Люди какие-то злостные стали. И это не только у мусульман, это у всех так в принципе.
avatar
3 • 18:44, 2012-04-27
Вот действительно странно, что многие мусульмане не особо вежливы, может это у них как защитная реакция какая-то? Неизвестно.
avatar
2 • 23:14, 2012-04-15
очень правильная мысль, как жаль, что высказанное в 2006 году до сих пор не было услышано. недавно забежала в мечеть - ни одной женщины в зале - мечеть расположена в центре города. зал в это время очень громко пылесосили, меня даже взглянуть не пустили - предложили читать намаз рядом с мусорным ведром на их импровизированной кухне, приговария "чиста анда, чиста, узем анда укыйм бит"
avatar
1 • 11:06, 2012-04-13
Так посмотреть на мир - много верующих, но очень мало тех, кто верует душой. Многие стараются лишь обряды соблюдать, а в реальной жизни "едят" друг друга.
avatar
© 2010-2018 MuslimBlogs.Ru
Блогеры, журналисты, аналитики, учёные
Об обработке персональных данных
и политике конфиденциальности
MuslimBlogs
Сайт входит в российскую сеть мусульманских сайтов Muslimnet
Этот замечательный сайт
сделан в студии Ариф.