Доступно об исламе и мусульманах
Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 3.0 3.0
Количество прочтений 1749
Дата добавления 2010-11-16
Автор статьи: Российская умма в праздники и будниДамир Мухетдинов

Российская умма в праздники и будни

В этом году мы неоднократно становились свидетелями мобилизующих способностей российской уммы. Самым явным показателем стало массовое участие мусульман в коллективных намазах, посвященных Ураза-байраму. Число молящихся единоверцев Москвы в этот день (около 200 000 человек), по данным ГУВД столицы, было равно числу молящихся на Пасху этого года. Поэтому стало столь явным отсутствие достаточного числа мечетей.

Российская умма в праздники и будни. Дамир Мухетдинов

Однако пока как праздничные намазы, так намазы по пятницам проходят без эксцессов. Несмотря на все опасения, многочисленные собрания мусульман отличаются не только сплоченностью, но и уважением правопорядка. При этом мусульмане способны не только коллективно молиться, но и в массовом порядке быть квалифицированными и сознательными тружениками.

Нефть – кровь мусульманского мира

Важнейшим событием года в российской экономике стало открытие комплекса заводов ТАНЕКО в татарстанском Нижнекамске. Этот цикл производств обеспечивает наиболее глубокую переработку нефти по всей России. В советские годы в Татарской АССР не существовало ни одного нефтеперерабатывающего завода и более двух миллиардов тонн нефти, добытой в республике, ушли за ее пределы по цене ниже цены минеральной воды. Татарстан получил взамен залитые нефтью черноземы, загрязненные подземные воды и снесенные преимущественно татарские аулы.

В конце 1980-х гг. были выдвинуты требования о контроле республики над недрами и доходами с нефти. В результате весьма сложных переговоров «Татнефть» превратилась в открытое акционерное общество (ОАО), доходы с которого поддерживают самые разные стороны жизни республики. Наиболее амбициозной программой стало строительство комплекса нефтеперерабатывающих заводов – наиболее крупное и современное в постсоветской России. После ряда отлагательств его открыл президент России Дмитрий Медведев. В современном Татарстане новые индустриальные производства стараются не размещать в его столице – Казани. Уже с конца 1980-х гг. этого активно добивалось сильное экологическое движение Казани. Вероятно, здесь сыграл роль печальный опыт Уфы с ее выбросом фенолов. Поэтому машиностроение, нефтехимия, промышленность строительных материалов размещаются преимущественно в Нижнекамском промышленном комплексе, охватывающем Набережные Челны, Нижнекамск и Елабугу.

Татарстан является единственным субъектом России, обладающим двумя городскими агломерациями с численностью более миллиона человек: Казанской и Нижнекамской. Почему-то о положительном опыте Татарстана, где мусульмане и христиане совместно работают и живут и отдельно и мирно молятся, пишется гораздо меньше, чем о Северном Кавказе. Не только в Казани, но и в Набережных Челнах, Нижнекамске и нефтяной столице республики Альметьевске весьма успешно действуют не только мечети и мектебы, но и медресе.

Путь к заводу лежит через школу

Феномен татарского пролетариата и технической интеллигенции мало изучен. А жаль... У какого еще народа в современности вчерашние пролетарии массово становятся имамами, а в первой половине прошлого века выходцы из семей имамов становились инженерами, экономистами, преподавателями, врачами. Так, техническое образование получили сыновья муфтия Центрального духовного управления мусульман в 1921–1936 гг. Ризаэтдина Фахретдина и потомки великого улема и историка Шигабетдина Марджани. При этом в начале прошлого века среди татар почти не было квалифицированных рабочих (кроме печатников) и инженеров. Во многом это было вызвано слабым знанием русского языка. Только в 1938 году русский был введен в качестве обязательного предмета во всех школах СССР.

В послевоенный период началась массовая подготовка технических специалистов всех уровней из представителей нерусских народов. Однако в советское время татарскую техническую интеллигенцию и пролетариат государство предпочитало использовать в Средней Азии, набирая кадры для того же КамАЗа по всему СССР.

Татарский язык практически не изучался в технических вузах Казани. За последнее двадцатилетие резко увеличилось число татар во всех высших учебных заведениях республики. Причем все студенты изучают также татарский язык и историю Татарстана.

Тем самым мы получаем механизм интеграции представителей мусульманских нерусских народов в русскоязычное пространство высшего технического образования. Сегодня много говорится о весьма низком образовательном уровне уроженцев Средней Азии. Не секрет, что система образования в Туркестане была выстроена сверху в 1920-е гг. русской, а местами татарской профессурой. Причем тогда же была разгромлена общероссийская джадидская традиция, связавшая достижения современной европейской науки с достижениями мусульманской цивилизации. Труды и имена Чулпана и Фитрата на долгие годы были подвергнуты смеси игнорирования и беспочвенной критики. В послевоенный период среди русского населения Туркестана была утрачена традиция изучения местных языков, связанная с былыми переселенцами. «Русские» школы в микрорайонах и «местные» школы в махаллях представляли собой весьма изолированные миры. Распад СССР привел к массовому возвращению европейского населения Средней Азии (включая татар) на историческую родину. Это не могло не сказаться на уровне изучения русского языка и научных дисциплин в целом.

В 1990-е Россия не смогла воспользоваться тем шансом, который ей представляли многомиллионные русскоязычные диаспоры за ее пределы. В отличие от послевоенной Германии не была осуществлена программа массового возвращения соотечественников и заселения вымирающего российского Нечерноземья, где зачастую на одного младенца приходится три покойника. С ростом рынков Европейского сообщества украинцы и молдаване в поисках работы предпочитают отправляться на Запад. Россия становится преимущественно центром для уроженцев Средней Азии и Закавказья. За четверть века моих поездок в Москву с каждым годом все больше вижу, насколько более азиатским становится ее лицо. К счастью, эти выходцы из южных республик даже после получения российского гражданства не становятся обузой на шее коренных соотечественников.

В крупных российских городах не появились гетто, где большая часть молодежи привыкла жить на социальное пособие. Эти мигранты стоят за прилавком, водят городской транспорт, работают дворниками, на стройках, на ремонте домов и квартир – там, куда не стремятся попасть квалифицированные соотечественники. За этот многочасовой и обычно грязный труд на этих местах невозможно приобрести, например, жилье в российских городах.

Даже в сельском хозяйстве, особенно в Черноземье и рядом с большими городами, все чаще встречаются нероссияне. Здесь особенно важна трезвость мусульман. Ведь недоеная корова, не вспаханное вовремя поле и неубранный урожай уничтожат труд всего года. В условиях демографического упадка в России, достаточно высокой рождаемости, нехватки земли и слабого развития промышленности на юге все больше выходцев из мусульманских республик СНГ предпочитают перевозить свои семьи или создавать новые на территории России. Все чаще слабо владеющие русским языком учащиеся составляют от трети до половины в школах не самых богатых городских районов в российских мегаполисах.

Мы ни в коем случае не призываем к неконтролируемой эмиграции. Россия не является проходным двором, а нашей общей Родиной. Поэтому все мы заинтересованы в законопослушных и трудоустроенных мигрантах, которые получают достойные деньги за свой труд. Прибывшие в Россию должны знать государственный язык страны, ее язык и обычаи. Поэтому столь необходимо создание и реальная деятельность центров адаптации мигрантов. Однако среднеазиатские мусульмане не перестанут быть ханафитами, большинство из них (кроме части таджиков) владеют тюркскими языками. Этот культурный капитал, совместный с капиталом российских мусульман, необходимо использовать на пользу общего Отечества. Пусть мигранты и особенно их дети получают представление о российских мусульманских традициях в мечети и мектебе (как это было со времен Екатерины II и до падения Российской империи в 1917 году), наиболее способные из них смогут продолжить образование в медресе, институтах, университетах. Для работы с выходцами из стран СНГ нужны имамы из их среды. Большинство же смогут получить достойное профессиональное или даже высшее образование. В свое время татары были новичками на конвейерах заводов, но усердно и трезво работали. Теперь эту поредевшую нишу могли бы занять и представители южных народов, обладающие всем набором социальных прав. Ведь заработал же автомобильный конвейер в Узбекистане.

Вначале я хотел посвятить свою статью прежде всего хаджу и празднику Курбан-байраму. Но праздники проходят ежегодно, стратегические же задачи развития России нужно планировать и решать в течение многих лет. Так что отдадим три дня праздникам, но постараемся накопить побольше в дни будней, чтобы пользоваться этими капиталами на долгие годы...

Использованные источники: http://islamsng.com
Комментариев: 0
Оцените эту публикацию
avtor_damir_muhetdinov Основной автор
Дамир Мухетдинов
Текущий рейтинг: 3.0. Голосов: 1

Отзывы и комментарии к статье

avatar
© 2010-2018 MuslimBlogs.Ru
Блогеры, журналисты, аналитики, учёные
Об обработке персональных данных
и политике конфиденциальности
MuslimBlogs
Сайт входит в российскую сеть мусульманских сайтов Muslimnet
Этот замечательный сайт
сделан в студии Ариф.